Подготовка к школе, как один из эффективных методов профилактики социальной дезадаптации в начальной школе(в первом классе)
В студии раннего развития «Малышата» занимаются обучающиеся 5-летнего возраста, которым до поступления в школу еще целый 2 года.
Дети поделены на группы по 10-12 человек. Занятия проводятся по четырем дисциплинам: математика, логика, чтение и окружающий мир. Несмотря на то, что ведущая деятельность детей этого возраста игровая, в Центре созданы все условия, приближенные к школьным, чтобы обучающимся было легче привыкнуть к первому классу, новому коллективу и соответствующему поведению.
Дезадаптация дошкольника, который ходит в детский сад, очень отличается от дезадаптации обучающегося студии раннего развития. Некоторые дети попадают в студию сразу из дома, а многие уже давно ходят в детский сад и у них это уже вторая адаптация к изменениям в жизни.
Детский коллектив в начале учебного года можно условно разделить на три группы:
а) Дети, которые усидчивы, хорошо усваивают материал, опережают сверстников в развитии, родители которых занимаются с ними дома.
б) Дети, которые еще не доросли до того, чтобы воспринимать студию раннего развития как школу со своими правилами и требованиями. Они быстро утомляются, неусидчивые, в поведении преобладает игра и движение. Родители занимаются с ними дома, но настоящую социализацию и адаптацию они проходят в Центре. Чаще всего эти дети находятся дома и не посещают детский сад.
в) Дети, родители которых честно и откровенно заявляют, что заниматься им с детьми некогда и просят помочь в этом педагогов. Эти дети балованные, рамки и границы поведения стёрты, внимание рассеяно.
В каждой из групп можно выделить обучающихся с первыми признаками дезадаптации, устранить которые на ранней стадии одна из основных задач педагогов студии раннего развития.
Примеры проявление социального поведения при посещении студии раннего развития (на уроке и перемене):
Для группы А:
Василиса Л. И Милена Б. всегда и во всем стараются быть «первыми», начиная от выполнения заданий, заканчивая построением после урока. Большую часть урока показывают другим и друг другу свои работы, делая акцент, что у них правильно, а у других -нет. Постоянно требуют внимания, похвалы и поощрения и уточняют, будет ли им отметка, наклейка или приз. Часто проявляют агрессивную активность к одногруппникам, которая выражается в толкании в строю и сбрасывании с места предметов других детей. Очень прямолинейны. На вопрос: «Почему ты не хочешь сидеть с девочкой или стоять с мальчиком?» отвечают: «У меня и так много друзей, куда мне еще этот?» или «Он не красивый или она не умная».
Никита Д. и Платон С. Имеют очень схожие характеристики, но отличаются тем, что их поведение зависит от настроения, от того насколько много им создано минут славы или от того, насколько им нравится тема урока. Часто обижаются, садятся «в позу» и требуют к себе внимания. Часто переспрашивают хорошо ли они себя ведут, лучшие ли они ученики. Приносят поделки и игрушки из дома. Просят устроить выставку и показать всем. У одного из них иногда проскакивают агрессивные фразы, которые они слышали от мам или их умозаключения, типа: «Ненавижу школу, она отнимает у меня много времени и мама из-за нее не дает мне телефон и заставляет меня учиться и ходить сюда». Но все бывает совсем иначе, если настроение, принесенное из дома хорошее.
Для группы Б:
Александр Н. и Александр С. Дети тихие, открытые, доброжелательные, боязливые, молчаливые, закрытые, требуют индивидуального подхода. Необходим частый контроль.
На уроке рисуют или слушают педагога. Устно отвечают тихо и робко. Любят темы про семью, домашних питомцев или друзей. Носят с собой игрушки. В контакт с одногруппниками не вступают. Часто закрываются от общего шума или звука аудиоустройств.
Прощаясь с педагогами, подводят мам за ручку и просят рассказать, как они учились или стоят молча, дут пока мама спросит.
Для группы В:
Максим Д., Максим Ц. поступили в студию позже всех. Причиной стало обращение родителей к воспитателю с просьбой рассказать, как их успехи в садике. Выяснилось, что все они проходят, все изучают, но по факту ничего не знают и не умеют. Мамы воспитывают сыновей одни, все время на работе, бабушки делают все за детей, балуют и не развивают их. Часто пропускают детский сад, умеют манипулировать взрослыми, маму не слушаются, за авторитет не считают, являются свидетелями ссор на тему воспитания между мамой и бабушкой. Часто предоставлены сами себе.
На уроке играют в карандаши, лежат на стульях, поют, разговаривают сами с собой, ходят по классу, рассказывают то, что им доминантно в данный момент, после динамических пауз и игр долго приходят в себя, продолжают общение и веселье. При разговоре с педагогами мамы не могут успокоить их или попросить вести себя как надо.
Со сверстниками дружелюбны, но требуют постоянного их включения в их воображаемый мир. Не делают домашнего задания и не знают материал. Часто придумывают себе болезнь или боль и всем видом показывают, что их нужно пожалеть и их надо об этом расспросить.
При взаимодействии с каждой из групп основную терапевтическую роль имеет мастерство и поведение педагога, его умение найти к каждом ребенку свой индивидуальный подход, вовлечь детей в значимые для них процессы, интегрировать все это в одном уроке, при этом не отвлекаясь от темы и не забывая о возрастных особенностях детей.
Дети учатся понимать свою роль в этом коллективе, принимать требования и правила внутреннего распорядка, учатся взаимопомощи и поддержке, с помощью педагогов находят проблемные социальные вопросы и выход из них, включаются в игры и имеют возможность почувствовать себя в разных социальных ролях.
При взаимодействии с родителями педагоги используют полученную информацию, дают рекомендации и проводят анализ каждого дня. Взаимодействие «педагог-ученик-родитель» является основным инструментов к предотвращению любых проявлений социальной дезадаптации в дальнейшем.
Большие проблемы адаптации в коллективе, как не странно, проявляются уже в следующем году и связаны они с накоплением жизненного опыта, первыми ситуациями успеха и к полной адаптации в учебном процессе, когда на первый план уже выходят проблемы личностного ощущения себя в социуме и коллективе, в частности. Усиливается влияние лидерских качеств и преимущество в знаниях, больше «зеркалится» поведение в семье и проявляются личные черты характера. Игровой момент в обучении остается, но на первый план выходит личностно-ориентированный подход к ребенку, педагог «не опускается на уровень ребенка, а пытается дорасти до его уровня, подняться на его ступеньку». Ребенок, как очень чувствительный измерительный прибор, становится очень восприимчив к искренности, лжи, наигранности, грубости, мягкости или неуверенности педагога. Обучающийся может «уйти в себя», «закрыться», «сесть на голову», стать «бунтарем» или «провокатором», переложить неосознанное недовольство школой, коллективом или педагогом на свое отношение с родителями и наоборот.
Индивидуальные беседы, задания, поручения, создание минуты славы, откровенные действия педагога, умение держать на себе фокус внимания учеников, ориентировка на уровень обученности ребенка, на его увлечения и таланты, позволяют сделать это год обучения очень насыщенным и продуктивным. Выпускники студии и их родители подготовлены к поступлению в первый класс и морально готовы к ситуациям, которые их ожидают.
Подготовка к школе является своеобразным «мостиком» между детским садом (или домом) и школой. Проходя адаптацию во временном детском коллективе с использованием «игровой модели школьного дня», дети привыкают к роли ученика, к требованиям и школьным правилам, учатся взаимодействию в коллективе, системности и получают необходимые навыки коммуникации. Зачастую, меняется отношение к семье, к роли учителя и родителя, обучающиеся пробуют на себе несколько социальных ролей, таких как: «ученик», «учитель», «одноклассник», «друг», «сын» или «дочь», «оратор», «командный игрок», «лидер», «исполнитель». После посещения студии раннего развития ребенок воспринимает 1 класс и все новшества с этим связанные, как нечто обычное, привычное, знакомое ему. Поведение его адекватное, утомляемость минимальная, восприятие материала быстрое. Основной фокус внимания его обращен на знакомство с учителем, одноклассниками, в поведении с которыми он уже не допускает тех реакций, которые были свойственны ему в начале поступления в студию раннего развития. Основная роль в этот год отведена личности учителя, его умению заинтересовать, вовлечь и разнообразить уже имеющиеся знания ученика, основываясь на новых программах и методах., постараться не обнулить имеющийся у ребенка опыт, а на его базе построить более быстрое и продуктивное прохождение нового материала. А вовлекая ученика в социально значимые роли и давая ему индивидуальные задания и поручения, учитель получает в классе актив ответственных, целеустремленных и исполнительных ребят, которым уже не надо прививать нормы поведения или начальные азы программы.
Шведина Е.А.