О нас
Психолого - педагогическая служба ЦВР
Основная цель: Создание и поддержание развивающей среды, способствующей максимальному развитию творческого потенциала субъектов образовательного пространства.
Основные задачи психологического сопровождения:
- создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения
- обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность детей и подростков образовательного учреждения.
- Изучение интересов и потребностей, обучающихся в учреждении дополнительного образования
- Повышать уровень компетентности педагогов дополнительного образования
- Осуществлять работу по сохранению психического и соматического здоровья у детей
- Оказывать психологическую поддержку одаренным детям.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогической службе МБУ ДО ЦВР г. Таганрога
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее Положение определяет организационную структуру и содержание деятельности психолого-педагогической службы МБУ ДО ЦВР (далее – Центр) г. Таганрога (далее – Служба) и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.
1.2. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, приказами Управления образования г. Таганрога, настоящим Положением.
1.3. Психологическая служба создается в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для полноценного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся. Ее деятельность направлена на гармонизацию микросоциальной среды детских, педагогического и родительского коллективов, сохранение психического и социального благополучия детей.
1.4. В состав психологической службы входят педагог-психолог, социальный педагог. Их функционал определяется директором Центра.
1.5. Педагог-психолог, социальный педагог строят свою деятельность в соответствии с перспективным планом работы Службы.
1.6. Руководство деятельностью специалистов службы осуществляется по административной и профессиональной линиям.
1.7. Сотрудники психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и обучающихся, администрации, педагогов; настоящим Положением.
1.8. Специалисты осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом Центра и родителями.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ.
2.1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию.
2.2. Содействие гармонизации социально-психологического климата в Центре;
2.3. Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к способностям и личностным особенностям обучающихся.
2.4. Психологический анализ социальной ситуации развития в Центре, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
2.5. Профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков.
2.6. Содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.
3.1. Служба практической психологии работает в тесном контакте с администрацией Центра, ее структурными подразделениями, педагогами.
3.2. Аттестация педагога-психолога и социального педагога осуществляется аттестационной комиссией министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
4.3. Для осуществления психолого-педагогических мероприятий специалисты службы разрабатывают перспективный план работы, утверждаемый директором Центра.
5.6. Работа по основным направлениям деятельности Службы ведется в соответствии с установленными формами планирования, учета и отчетности в течение учебного года.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.
4.1. Поисково-диагностическое.
Диагностическая работа может проводиться специалистами Службы как с отдельными обучающимися и воспитанниками, так и с группами детей и подростков. Некоторые исследования в детских коллективах проводятся в два этапа. В русле психодиагностического направления работники Службы решают следующие конкретные задачи:
- социологические исследования среди родителей (законных представителей) с целью получения обратной связи (в начале учебного года и по его окончанию);
- изучение адаптации воспитанников первого года обучения (в начале учебного года);
- идентификация обучающихся с выдающимися способностями в той или иной сфере деятельности при помощи специальной батареи тестов и методик;
-исследование семей групп риска;
-диагностика психо-эмоционального состояния обучающихся;
-изучение психологического климата в педагогическом коллективе Центра;
- выявление уровня готовности дошкольников к школьному обучению;
- при необходимости проводят углубленное психологическое обследование ребенка с целью определения его особенностей; соответствия развития возрастным нормативам;
- изучение особенностей обучающихся, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
4.2. Психологическое просвещение и профилактика
Содержание данного вида деятельности определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации образовательного учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), а также у детей, подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.
В русле психопрофилактического направления работники Службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:
- участие в родительских собраниях;
- подготовка и распространение просветительских материалов;
- просветительские беседы в детских коллективах на актуальные темы;
- регулярный выпуск профилактико-просветительский газеты для педагогов и родителей «Планета Семья»;
- работу по предупреждению психологической перегрузки у участников образовательного процесса;
- работа по созданию благоприятного психологического климата в Центре:
- анализ плана воспитательной работы, планируемых мероприятий, с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития;
- семинары-тренинги для родителей (законных представителей) по оптимизации детско-родительских отношений;
- семинары для педагогических работников по профилактике дезадаптации обучающихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций; развитию толерантности; по работе с превентивными программами;
- реализация программ по профилактике зависимого поведения;
- профориентационные мероприятия.
- превентивно-профилактическая работа с обучающимися «группы риска».
4.3. Коррекционно-развивающая:
- адаптационные игры для детей первого года обучения;
- психологическое сопровождение по результатам диагностики воспитанников согласно выделенным показаниям и по обращениям воспитанников, родителей и руководителей детских объединений;
- проведение развивающих тренингов в детских объединениях, согласно направлению их деятельности;
-реализация плана психологического сопровождения подготовки дошкольников к школьному обучению;
- реализация программы сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере;
- реализация программы социально-психологического сопровождения семей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
4.4. Консультативная деятельность
- консультирование администрации Центра, педагогов по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологических основ педагогики сотрудничества.
- индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
- повышение психологической культуры родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций;
- консультируют педагогов и других сотрудников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
- участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в качестве консультантов.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ.
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций.
5.2. Специалисты Службы ответственны за качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся и педагогических работников.
5.3. Специалисты Службы ответственны за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ.
6.1. Права сотрудников Службы.
6.1.1.Выносить на Педагогический совет Центра предложения по содержанию работы педагога-психолога и социального педагога.
6.1.2. Вносить предложения администрации Центра по совершенствованию учебного процесса и улучшению социально-психологического климата.
6.1.3. Запрашивать в установленном порядке необходимую информацию из структурных подразделений Центра.
6.1.4. Осуществлять планирование своей деятельности в соответствии с программой развития Центра.
6.1.5. Проводить экспертную оценку образовательных программ.
6.1.6. Присутствовать на учебных занятиях, знакомиться с документацией учреждения, проводить психолого-педагогическую диагностику по запросу со стороны администрации, педагогов, родителей.
6.1.7. Проводить коррекционные и развивающие мероприятия с согласия родителей.
6.2. Обязанности сотрудников Службы.
6.2.1. Руководствоваться Кодексом психолога, настоящим Положением.
6.2.2. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах профессиональной компетенции.
6.2.3. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, учитывая социальные условия, а также соблюдать нейтральность позиции психолога.
6.2.4.Информировать администрацию, педагогический коллектив Центра о задачах, содержании и результатах проводимой работы.
6.2.5. Применять современные и адекватные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической и консультационной работы.
6.2.6. Систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
6.2.7. Высокопрофессионально и ответственно относиться к работе.
6.2.8. Оперативно реагировать на запросы участников образовательного Процесса.