Как провести весенние каникулы.
Скоро у наших школьников начнутся весенние каникулы. Все дети хотят отдохнуть и развлечься, но у родителей часто бывают и другие планы. Некоторые на длинные выходные запланировали семейный отпуск на природе, у родственников в гостях. Другие предполагают провести все дни дома, переделывая накопившиеся домашние дела, попутно проверяя домашние задания у детей. А есть и те, кто будет работать, пока дети будут предоставлены сами себе.
Многие родители считают, что на каникулах нужно обязательно заниматься и это связано с требованиями новой системы образования, цель которой - воспитать конкурентоспособную молодежь, лидеров. Конкуренция, которую родители сами испытывают в своей жизни, мотивирует их, чтобы ребенок был в первых рядах и показывал лучшие оценки. Безусловно - это вынужденная ситуация, когда в любое более-менее свободное время родители создают для ребенка среду обучения. Но психика не каждого ребенка способна брать огромные пласты, объемы материала в неучебное время. Все зависит от особенностей мышления, мотивации, воли, усвояемости информации и других показателей.
Как же родителям понять, что занятия принесут их детям пользу?
Прежде всего по психологическому и эмоциональному самочувствию. Если ребенок психологически и физиологически здоров, мотивирован, заинтересован, любопытен, радостно бежит на занятия и с такой же радостью возвращается, рассказывая родителям о прочитанном и услышанном, то да - ему можно дать дополнительные задания.
И наоборот, если у ребенка бессонница, минимум интереса, капризы, демонстративное поведение, головная боль или другие психосоматические реакции либо он открыто говорит: "Я не хочу это делать", то здесь надо прислушаться. В принципе, любого ребенка можно мотивировать подходящей для него деятельностью, а не тем, что в мифе родителей полезно для ребенка. Ведь у каждого ребенка есть свои таланты.
Часто бывает , что родители списывают нежелание ребенка на лень.
Лень - это психологический механизм, позволяющий избегать неудачи или охранять организм от переутомления. Так что просто заставлять нельзя. Конечно, бывает лень, которая свидетельствует о педагогической запущенности: когда семья и школа не воспитали в ребенке желание справляться с трудностями, не мотивировали его изучать разные аспекты науки. Тогда попросту ребенок не сможет сам захотеть заниматься.
Очень важно, чтобы у ребенка или подростка была четко сформирована учебная мотивация.. На пустом месте мотивацию не создать, процесс взращивания личной заинтересованности ребенка в чем-либо должен идти планомерно. Важно учитывать, что протест ребенка может выражаться открыто, он говорит: "Я не хочу это делать". Тогда надо разбираться, почему не хочет. А бывает скрытый протест в виде болезни, прогулов. Тогда надо еще увидеть, в чем причина. Важно, что мотивацию формирует именно семья, родители. Посторонний человек, педагог например, может сформировать мотивацию, только если у него с ребенком сложились авторитетно-дружеские отношения. Но ответственность за мотивацию лежит именно на семье.
Как оптимально провести весенние каникулы?
- Весенние каникулы - это каникулы перед завершением школы, остается малюсенькая четвертая четверть. Психологи рекомендуют провести каникулы, хорошо отдохнув. Что это значит?
Первое - это режим дня. Не засиживаться до ночи, даже если взрослые не спят. Не допускать чрезмерного количества компьютерных игр и пребывания в соцсетях день и ночь напролет. Родителям не надо расслабляться, пуская досуг детей на самотек.
Второе - это интересные занятия, организованная развивающая деятельность самостоятельно, вместе с ровесниками (кружки, познавательные поездки) или вместе с родителями (поездки на природу). Если есть необходимость подтянуть материал, ведь все-таки весенние каникулы - предфиниш учебного года, то учебную среду следует организовать продуктивно. Не догоняя за эти две недели упущенные годы, а изучать что-то конкретно и точечно. Так пользы будет больше.
Третье и самое важное - это охрана здоровья и нервной системы. Лучше гулять, наслаждаться весной, потому что впереди конец учебного года, а это испытание. Больше положительных эмоций нужно всем - и детям, и их родителям. Потому что детям нужны здоровые родители. Весенние каникулы - самые семейные каникулы, когда в теплую погоду можно вместе весело и интересно провести время.
Особенно хотелось бы обратиться к родителям учеников выпускных классов. Вы, ваши слова поддержки и ваша любовь сейчас нужны им! Сейчас, в весенний период, у многие 11-классники находятся в кризисном эмоциональном состоянии, многие из них на пороге нервного срыва. По возможности отложите свои дела, побудьте со своими детьми, покажите, что вы рядом, и тогда ребенку будет проще справиться с огромной нагрузкой.
педагог -психолог Чурсина Е.Г.