Понаблюдаем способности своих детей (выявление одаренности).
Выявление одаренности детей
Тема раннего выявления одаренности у детей очень актуальна в настоящее время в связи с тем, что появились большие возможности развивать и обучать детей, как в муниципальных, как и коммерческих детских садах, кружках, студиях, группах раннего развития, школах искусств, у большинства родителей часто возникает вопрос: как и что развивать у ребенка? Ведь семьи инженерно-технических работников уверены, что их дети, несомненно, будут склонны к математике и технике, но, ни как не могут быть художниками или иметь гуманитарный склад ума и поэтому, развивая только математические способности, врожденный творческий гуманитарный дар может просто «уснуть», и ребенок в своей дальнейшей жизни не сможет полностью реализоваться, ни в одной из областей. Поэтому необходимость раннего выявления одаренности детей очевидна.
Что же такое детская одаренность?
Детская одаренность – это наличие у ребенка потенциально высоких способностей и достижений, которые значительно превышают нормы, характерные для его возрастного этапа.
Однако, следует заметить, что как и у любой монеты, у детской одаренности есть две стороны: положительная и отрицательная.
Опираясь на личный опыт педагогической работы с детьми раннего возраста, положительными проявлениями детской одаренности являются: независимость, настойчивость, разнообразие интересов, смекалка, отличная память, нестандартное мышление, неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями одновременно, большой словарный запас, изобретательность и богатая фантазия; а отрицательными проявлениями детской одаренности – повышенная требовательность к себе, нестабильность настроения, дети более капризны и импульсивны.
Детская одаренность, как правило, проявляется в очень раннем возрасте, чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше времени будет на реализацию, раскрытие и развитие таланта.
Как выявить детскую одаренность?
Выявление одаренности – это очень сложный и многогранный процесс. Для того, что бы предположить наличие у Вашего ребенка выдающихся способностей, предлагаем две методики: методику оценки общей одаренности и анкету для родителей «Карта одаренности»
Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформи
рованности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Анкета для родителей «Карта одаренности»
Перед вами 42 вопроса, характеризующие различные области поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если данное свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – данное свойство и противоположное ему выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому
Оценки ставьте в бланке ответов в соответствии с номером вопроса. Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.
- Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
- В творческих работах нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов и композиций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Интересуется актерской игрой.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок (игрушек), приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Любит использовать какой-либо новый (разнообразный) материал для изготовления творческих работ.
- Хорошо поет.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Имеет хорошую координацию движений.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своих творческих работах.
- Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
- Любит изображать различных персонажей; участвовать в театрализованных играх, представлениях.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели аппаратов, автомобилей, кораблей и т.д.).
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Бланк ответов
Ф.И. ребенка Класс
И |
Х |
М |
А |
Т |
Л |
С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите в последней строке каждого столбца. Полученные суммы баллов характеризуют степень развития у ребенка следующих видов одаренности:
- Интеллектуальная
- Художественно-изобразительная
- Музыкальная
- Артистическая
- Техническая
- Лидерская
- Спортивная
Наибольшее количество баллов в каком-либо столбце указывает на преобладающий в настоящее время вид одаренности. Сопоставление полученных оценок по всем столбцам позволяет увидеть индивидуальный, свойственный конкретному ребенку «портрет» развития его дарований.
Социальный педагог Шкутова И.А.