Как подготовить ребенка к поездке в лагерь.
Главное качество, без которого в лагере никак — это самостоятельность.
Главный критерий — это умение переносить разлуку с родителями. Если ребёнок уже оставался на несколько дней с бабушками и дедушками, не плакал ночами и нормально все это перенес, то можно попробовать отправить его в лагерь. Лучше, если это небольшая смена — на две недели, а не три, и если родители смогут приехать и навестить ребёнка. Для этого в лагерях есть особые родительские дни.
Самостоятельность должна быть не только психологическая, но и бытовая. Например, ребёнок, как минимум, должен уметь сам постирать себе носки. А не ждать приезда домой к маме. Если же у чада проблемы с самообслуживанием, лагерная жизнь может стать для него слишком большим стрессом. Да и сверстники засмеют.
Осторожность и сознательность.
Если вы отправляете ребёнка куда-то там одного, то лучше, чтобы у него была своя голова на плечах — на воспитателей и вожатых лучше не рассчитывать. Прежде всего, это касается вопросов здоровья и безопасности.
Ребёнок должен понимать, что фрукты, овощи и руки перед едой надо мыть, царапины — обрабатывать йодом или перекисью водорода, а забор лучше обойти, а не перелезать. Многочисленные няньки, конечно, попробуют его уберечь от неприятностей. Но вот от расстройства желудка — вряд ли, если ребёнок будет тянуть в рот что попало.
Гигиена.
Банально: умыться, почистить зубы, принять душ и вымыть голову. Оказывается, куча детей не умеют делать этого самостоятельно — без пинков и напоминаний от родителей.
— Если вашему ребёнку нужно все время напоминать, что утром надо почистить зубы, то это говорит о его несамостоятельности,
В детском лагере это может стать причиной насмешек, да и вожатые не всегда будут тянуть его за руку к умывальнику.
Умение общаться.
Если у ребёнка серьезные проблемы с коммуникацией, то стоит осторожнее отнестись к выбору лагеря и программы. Для маленького интроверта все эти коллективные соревнования отряд на отряд с вечерними душеизлияниями могут стать настоящей травмой.
— Детский лагерь — это хорошее место с точки зрения социализации, где ребёнок может попробовать выстроить новые отношения с нуля и найти новых друзей. Особенно это важно, если, например, у ребёнка не сложились отношения с одноклассниками, была травля — он может начать все с чистого листа с новыми людьми, попробовать разные роли и способы общения. Но если ребёнок в принципе нелегко сходится с новыми людьми, очень привязан к родителям, то к выбору смены лучше подходить более осознанно.
Желание и интерес.
Все просто — ребёнок сам должен хотеть поехать в детский лагерь. Поездка против воли ничего хорошего не принесёт. Если же родители упорно считают, что детский лагерь — это непременная часть взросления, то лучше выбрать ту смену, которая будет отвечать интересам самого ребёнка.
Кроме того, у большинства школьников сейчас бесконечные репетиторы, секции и дополнительные занятия. И иногда всё, что им реально хочется — это просто лежать пластом на диване, а вовсе не играть в футбол отряд на отряд или рисовать стенгазету.
Как сделать пребывание чада в лагере комфортным? Что поможет ему чувствовать себя более уверенно?
- В самом начале обсудите с ребенком возможность поездки в лагерь, по возможности вместе выберите тип лагеря, срок пребывания там.
- Обсудите распорядок дня в лагере и правила, которые ему необходимо будет соблюдать. Расскажите о плюсах такого отдыха, но не скрывайте и возможных трудностей (только аккуратно, не запугав и не отбив охоту ехать).
- Не стоит отправлять первый раз в лагерь, находящийся очень далеко от дома (например, за границей): неизвестно, как все пойдет, и у вас должны быть пути для отступления.
- Обсудите азы безопасности (границы дозволенного, правила поведения на воде, профилактика солнечного удара и т.д.). Проговорите некоторые правила поведения в коллективе: например, что нужно делиться, проявлять инициативу, помогать другим, уважать их, не конфликтовать без причины, не ябедничать. Можно смоделировать и проиграть некоторые ситуации. Например, у ребенка что-то заболело. Что нужно делать? К кому обратиться? Объяснить, почему ни в коем случае не нужно стесняться попросить помощи.
- Определить, какая и когда у вас будет связь. Уважайте границы ребенка и его вожатых – не стоит звонить каждые полчаса и просить прислать вам фото как одет ваш ребенок. В некоторых лагерях забирают телефоны, но всегда есть возможность попросить вожатых, если есть необходимость поговорить с родителями. В идеале с младшими детьми оптимально общаться 1 раз в день. В 10–12 лет достаточно связываться через день. С подростками можно выходить на связь еще реже (раз в 3 дня), ориентируясь на то, что ребенок доверяет родителям: если ему станет действительно плохо, то он сам позвонит. Главное правило – ребенок любого возраста должен знать: если ему будет действительно плохо, его заберут домой или помогут справиться с проблемой.
- Поделитесь своим опытом пребывания в детском лагере, своими воспоминаниями о том, как вы выходили из трудных ситуаций, что вы очень скучали по родителям, но в то же время вам было очень интересно в лагере. Знание о том, что он не один такой, поможет ему адаптироваться.
- Проводите как можно больше времени вместе с ребенком до поездки, напитайте его своей любовью про запас.
- Тревожных детей лучше отправлять в лагерь не в одиночку, а с кем-то, кого они хорошо знают, например с другом, одноклассником, братом или сестрой. Так ребенок легче перенесет временную разлуку с родителями и будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке.
- Вместе готовьтесь к поездке – собирайте вещи, пусть ребенок возьмет свои любимые, в которых ему удобно. Объясните, что ему понадобится обязательно, как часто менять одежду, белье.
- Не запрещайте брать с собой какие-то безделушки (на ваш взгляд), они напомнят ребенку о доме на первых порах. Дайте с собой какой-нибудь амулет – символ вашей любви.
- Сходите за покупками, обязательно приобретите новинку, пускай даже мелочь — кепку, шорты, майку с веселым рисунком.
- Если ребенок чрезмерно стеснительный, сообщите об этом заранее вожатому или психологу и они будут прилагать усилия для адаптации малыша в новом коллективе.
Социальный педагогог Шкутова И.А.